Типовой модуль доставки в 1С Управления Торговлей редакции 11.2.3.143 и выше.

Для работы с подсистемой доставки требуется предварительная установка функциональной опции НСИ и администрирование – Склад и доставка – Доставка – Управление доставкой.

Так же необходимо заполнить нормативно справочную информацию (Склад и доставка – Настройки и справочники – Управление доставкой)

Image 1

• Зоны доставки - позволяет оптимизировать маршруты при оформлении  доставки. Наглядно группирую распоряжения на доставку. 

• Типы транспорных средств - позволяют оптимизировать количество рейсов автотранспорта при помощи управления его грузоподъемностью и вместимостью.

Для контроля вместимости и грузоподъемности необходимо заполнить показатели для каждой номенклатурной позиции. 

Image 2

Если необходимо реализовать доставку для одного контрагента в разные торговые точки, необходимо завести в справочник "партнеры" столько подчиненных партнеров, сколько торговых точек.  

Image 3

Система так же имеет возможность настроить схему работы с каждым складом.

• Собирать товары в порядке доставки 

• Порядок отбора не зависит от порядка доставки  

 

Image 4

Если выбран первый вариант, тогда подготовить товар получится только для сформированных Заданий на перевозку. Сначала определяем последовательность доставки, а уже после формируем сами задания на перевозку, где кладовщики по каждому документу подготавливают товары к отправке.  Такой  вариант удобен например для мебельных фирм, когда необходимо погрузить товар в машину в первую очередь, тот который будет доставляться  последним. 

Второй вариант имеет смысл, когда задача стоит выбрать наиболее оптимальный маршрут. Во время формирования маршрута можно параллельно подготавливать товар к отгрузке. 

С наиболее важными настройками мы разобрались. Перейдем к этапам формирования доставки товаров. 

Давайте рассмотрим пример доставки товаров клиенту с нашего склада. Доставку будем осуществлять своими силами, без привлечения подрядчиков. 

Пример будет рассмотрен в двух сценариев:

• Собирать товары в порядке доставки 

• Порядок отбора не зависит от порядка доставки 

Для первого сценария доставки необходимо произвести следующие настройки:

• Для ордерного склада Центральный установить вариант отбора товаров Собирать товары в порядке доставки;

• Для всей отгружаемой номенклатуры указать весовые и объемные характеристики;

• Заполнить информацию о зонах доставки товаров в разрезе районов (Чертаново, Ясенево, Бибирево и т.д.);

• Заполнить информацию о транспортных средств и их типах;

В этом случае укрупнено процесс оформления доставки может быть представлен в виде следующих этапов:

• Заполнение данных о доставке товаров в заказах клиентов;

• Формирование заданий на перевозку;

• Сборка товаров на складе (по заданиям на перевозку);

• Подготовка сопроводительных документов;

• Отправка рейса;

• Регистрация факта доставки товаров.

 

В случае установки для центрального склада варианта отбора товаров Порядок отбора товаров не зависит от порядка доставки процесс оформления доставки (по сравнению с предыдущим вариантом) будет отличаться последовательностью выполнения этапов. В этом случае распределение распоряжений на перевозку по транспортным средствам может осуществляться параллельно со сборкой товаров на складе. Причем после завершения процесса сборки (оформления всех необходимых расходных ордеров) нужно будет дополнительно уточнить транспортное средство участвующее в перевозке, которое будет доступно для выбора только в момент формирования задания на перевозку в рабочем месте Доставка.

 

Заполнение данных о доставке товаров

Заполняем данные о доставке в документе Заказ клиента на вкладке Доставка.

 

Image 5
 

Доставку мы осуществляем собственными силами, поэтому способ доставки выбран Наша транспортная служба доставки. Зону доставки тут заполняет менеджер при оформлении документа, конечно он может точно не знать к какому району относится данный адрес, поэтому позже менеджер по доставке сможет уточнить эти данные и внести изменения из своего рабочего места. Если же вы используете нашу надстройку Автоматизация доставки, необходимость в заполнении данного реквизита нет, так как распределения заданий будет происходить интерактивно с использованием наглядного отображения на картах, что значительно ускоряет процесс формирования заданий на перевозку. 

Очень часто менеджеры заносят адрес доставки в произвольной форме, для предотвращения ошибок, имеется возможность блокировать ручной ввод в произвольной форме (НСИ и администрирование - Склад и доставка - Доставка - Редактировать адреса доставки только в диалоге).

После заполнения данных по доставке, что бы документ отобразился в качестве распоряжений на доставку в рабочем месте логиста, необходимо на закладке Товары для каждой позиции номенклатуры установить действие Отгрузить и Дата отгрузки. Если товары планируются отгрузить все отднюй датой, для этого есть соответствующая галочка внизу табличной части Отгружать одной датой.  

Image 6

Формирования заданий на перевозку

Для отображения в рабочем столе Доставка, необходимо выбрать Центральный склад и тип отгрузки С нашего склада. После этого в левой части рабочего места на закладке Формирование заданий на перевозку автоматически отобразится перечень доступных Распоряжений на доставку по оформленным ранее заказам клиентов.

Image 7
 

Для данного рабочего места предусмотрены различные сценарии использования. Например, могут быть разделены по разным ответственным сценарии по доставке товаров С нашего склада или На наш склад. Кроме того в рамках каждого из данных сценариев могут быть дополнительно уточнены права менеджеров по доставке в соответствии с предустановленными фильтрами:

• Склад

• Способ доставки

• Зона доставки

Основная цель данного рабочего стала упростить формирования заданий на перевозку, для этого предусмотрена возможность автоматически:

• группировка по зонам доставки – позволяет менеджеру визуально оценить примерное количество транспорта необходимого для доставки товаров; 

• группировка по адресам доставки – позволяет менеджеру визуально определять позиции с одинаковыми адресами (выделяются единым цветом). 

• суммарных весовых и объемных характеристик товаров – позволяет менеджеру подобрать автотранспорт с оптимальной грузоподъемностью и вместимостью.

Конечно данного функционала не достаточно для быстрого и оптимального формирования Заданий на перевозку, зато наша надстройка отлично справляется с данной задачей и без труда один логист может сформировать более 10 заданий на перевозку в течении 10 минут. 

 

Подбор транспортных средств

Непосредственный подбор транспортных средств необходимых для перевозки осуществляется в правой части рабочего места Доставка по команде Создать. В форме выбора автотранспорта доступны закладки Транспортные средства и Типы транспортных средств.

На закладке Транспортные средства отображается перечень имеющегося автотранспорта с учетом доступности на дату отгрузки. Подбор/удаление нужного транспортного средства может быть осуществлен при помощи соответствующих значков > ; < или при помощи мыши. При этом если транспортное средство уже было задействовано для перевозки ранее, по нему отображается вся необходимая информация о состоянии его занятости.

На закладке  отображается сгруппированный перечень доступных типов автотранспорта в зависимости от его грузоподъемности и вместимости. 

 

Image 8
 

Необходимость выбора в задание на перевозку транспортного средства (например, Газель) или его типа (например, Грузовые перевозки до 10 тонн) зависит от организации работы с доставкой товаров на предприятии. Например, если при планировании доставки, неизвестно какое именно транспортное средство будет участвовать в перевозке товаров, то в этом случае целесообразно осуществлять подбор в рамках типов транспортных средств, который в дальнейшем (при формировании заданий на отгрузку) может быть уточнен до конкретной модели.

Поскольку в нашем случае присутствует единственная зона доставки – Беляево, выбираем для формирования задания на перевозку одно транспортное средство, например, Газель (укороченная) и переносим его в рабочее место Доставка по команде Сформировать задания.

Формирование рейсов

В рамках формирования рейсов производится наполнение товарами (распоряжениями на доставку) выбранного транспортного средства Газель (укороченная). Наполнение осуществляется аналогично описанному ранее алгоритму при подборе транспортных средств. При этом если требуется одновременный перенос в транспортное средство нескольких распоряжений, то данные строки могут быть выделены с использованием стандартных возможностей системы и одновременно перенесены в правую часть рабочего места Формирование заданий на перевозку. Итогом распределения распоряжений на доставку по транспортному средству, является отсутствие в левой части рабочего места Доставка каких-либо строк (распоряжений на доставку).

Таким образом, при распределении трех распоряжений на доставку в автомобиль Газель (укороченная) они были автоматически преобразованы в две строки (два задания на перевозку) в правой части рабочего места. Это объясняется тем, что у двух распоряжений были указаны одинаковые адреса доставки, и информационная система автоматически поместила их в общее задание на перевозку.

Для того, чтобы менеджеру по доставке можно было оперативно произвести визуальную оценку корректности подготовленного задания на перевозку, необходимо выделить курсором транспортное средство Газель (укороченная) после чего в нижней правой части экрана будет автоматически выведен полный перечень закрепленных за данным транспортным средством распоряжений на доставку.

 

Image 11

Контроль подбора транспортного средства

Рассмотрим ситуацию, когда менеджером по доставке была допущена ошибка при подборе транспортного средства Газель (укороченная) в результате чего при формировании задания на перевозку выяснилось, что весь товар подлежащий перевозке в нее помещен быть не может.

Оповещение менеджера о данной ситуации осуществляется при помощи встроенного контроля соответствия весовых и объемных характеристик доставляемых товаров и грузоподъемности и вместимости выбранного транспортного средства. Данный контроль осуществляется в момент формирования задания на перевозку и в случае обнаружения расхождений итоговые данные по грузоподъемности и/или вместительности автотранспортного средства автоматически подсвечиваются красным цветом.

Image 12

Дальнейшие действия менеджера по доставке могут быть реализованы при помощи двух независимых сценариев. В первом случае выбранное транспортное средство может быть заменено на более вместительное. Причем данная замена осуществляется «на лету» - без необходимости переформирования распоряжений на доставку. Для этого необходимо двойным щелчком мыши выбрать в поле Газель (укороченная) новый отбор по транспортному средству.

Image 13

В перечне транспортных средств выбираем наиболее подходящее по тоннажу и объему, например, АЗ-13. После его выбора все распределенные ранее распоряжения на доставку будут автоматически закреплены уже за новым транспортным средством (данный вариант рассмотрен в примере).

Во втором случае, когда выбор транспортных средств на предприятии ограничен, поддерживается возможность частичного открепления от транспортного средства распоряжений на доставку. Например, можно открепить последнее распоряжение на доставку от автомобиля Газель (укороченная), но в этом случае следует учитывать высокую вероятность того, что последний заказ клиента в установленные сроки выполнен не будет, поскольку для него потребуется оформление дополнительного рейса.

Для ситуаций когда формирование заданий на перевозку осуществляется по однотипным маршрутам предусмотрен удобный сценарий подбора транспортных средств из шаблонов по команде Заполнить, с поддержкой следующих вариантов:

  •     Заданиям, сформированным в последний рабочий день;
  •     Заданиям, сформированным на дату.

Image 14

В первом случае производится определение последней рабочей даты с зарегистрированными заданиями на перевозку и автоматически отображается копия набора транспортных средств, использовавшихся в этот день. В последнем случае отобразится копия списка транспортных средств исходя из календарной даты определенной пользователем, что например, удобно, если рабочими днями являются выходные.
Корректировка распоряжений на доставку

Дополнительно рассмотрим ситуацию, когда в процессе формирования заданий на перевозку в рабочем месте Доставка менеджеру необходимо оперативно откорректировать количество отгружаемых товаров (в виду отсутствия по ним оплаты) или отменить из распоряжений на доставку некоторые номенклатурные позиции (ввиду невозможности приемки в указанное время/дату данных товаров клиентом).

В рамках смоделированного сценария нам необходимо по одному из выполненных ранее заказов (например, №000003) откорректировать количество отгружаемых номенклатурных позиций с трех штук до одной (ввиду фактической оплаты клиента). Кроме того, в заказе № 000004 исключить полностью из распоряжения на отгрузку телевизора (в виду невозможности приемки данного товара клиентом по форс-мажорным обстоятельствам).

Для подобных ситуаций в документах оформления первичных данных по доставке (например, в заказах клиента) может быть использован отдельный механизм, который задействуется по флажку Обратить внимание транспортной службы (с возможностью дополнительного пояснения особых условий по оформлению доставки).

Image 15

В дальнейшем при формировании распоряжений на отгрузку в рабочем месте Доставка для данных заказов автоматически присваивается отдельный значок, сигнализирующий о том, что в данном заказе клиента установлены особые условия и при отгрузке товаров на него требуется обратить особое внимание.

Image 16

В момент прикрепления таких распоряжений на доставку к транспортному средству на экране дополнительно отображается информационное окно для пояснения особых условий доставки указанных в момент оформления заказа клиента.

Для уменьшения количества отгружаемых товаров в рабочем месте Доставка в правой части экрана выделяем сформированное задание на перевозку. После чего в нижней части экрана  (на строке с расшифровкой распоряжения на доставку) производим двойной щелчок мышью в столбце со значком (проведенный документ) .

В открывшемся окне Товары к доставке в соответствующей колонке уменьшаем количество товаров до одной штуки и по команде Закрыть и перенести переносим обновленное количество в задание на перевозку.

Image 17

Для случая полного удаления строки с товаром производим аналогичную последовательность действий. В форме Товары к доставке, используя стандартные возможности системы, удаляем строку с телевизором в количестве 10 штук.

После выполнения команды Закрыть и провести в левой части рабочего места Доставка на закладке Формирование заданий на перевозку автоматически отобразится распоряжение на доставку (заказ клиента) с суммарными весовыми и объемными характеристиками соответствующими исключенным из доставки товарами. В дальнейшем данные отложенные товары могут быть отправлены клиенту в одну из согласованных с ним дат.

 

Сборка товаров на складе (по заданиям на перевозку)

После того как все распоряжения на доставку откорректированы и распределены по транспортным средствам и менеджер по доставке убедился, что все весовые и объемные характеристики находятся в пределах допустимых отклонений, осуществляется переход в рабочем месте Доставка на закладку Задания на перевозку.

Image 18

На закладке отображается перечень всех оформленных заданий на перевозку. На данной закладке осуществляется актуализация и контроль состояния выполнения заданий на перевозку при помощи следующих статусов:

    Формируется – создан черновик задания на перевозку, указано транспортное средство или тип транспортного средства, склад (группа складов), на котором будет осуществляться погрузка (разгрузка);
    К погрузке – задание на перевозку передано на склад для оформления сборки товаров в соответствии с распоряжениями, указанными в задании;
    Отправлено – транспорт вышел в рейс, распечатаны все необходимые документы;
    Закрыто – товары доставлены, задание на перевозку выполнено.

Поскольку в карточке Центрального слада был установлен вариант отбора товаров Собирать товары в порядке доставки, то работа с распоряжениям на отгрузку в рамках сформированного Задания на перевозку будет начато только после перевода задания в статус К погрузке. После чего работа с ним будет продолжена в отдельном рабочем месте - Отгрузка.

В данном рабочем месте для начала подбора кладовщиками товаров, необходимо по соответствующей команде сформировать для него расходные ордера.

Предусмотрена возможность группового формирования расходных ордеров на товары по выделенным распоряжениям на доставку (заказам клиентов). При этом для упрощения документооборота по двум заказам клиентов, принадлежащих одному партнеру, будет создан общий расходный ордер.

Дальнейшее управление процессом отгрузки с адресного склада осуществляется при помощи последовательной установки для расходного ордера следующих статусов:

    К отбору – является обоснованием на отбор/сбор товаров на складе;
    К проверке – является обоснованием на проверку и упаковку собранного на складе товара;
    К отгрузке – является обоснованием факта готовности на погрузку собранных товаров;
    Отгружен – является обоснованием факта окончания погрузки товаров.

Поскольку в рассматриваемом нами примере центральный склад является адресным, то после установки для расходного ордера статуса К отбору необходимо дополнительно перейти в рабочем месте Отгрузка на закладку Отбор ячеек и сформировать Задания на отбор.

По итогам произведенного кладовщиками отбора товаров для каждого задания на отбор последовательно устанавливаем статусы В работе и Выполнено без ошибок.

После чего для задания на перевозку может быть установлен сразу один из следующих статусов К проверке или К отгрузке. Выбор конкретного статуса зависит от утвержденного для склада регламента работы.

Устанавливаем для задания на перевозку статус К отгрузке и возвращаемся на закладку Отгрузка.

По итогам установки для каждого из расходных ордеров статуса Отгружен работа с ними в рабочем месте Отгрузка считается завершенной.

 

Сборка товаров на складе (по распоряжениям на доставку)

В случае установленного для центрального склада варианта отбора товаров Порядок отбора товаров не зависит от порядка доставки возможность отбора товаров в рабочем месте Отгрузка доступна уже в момент регистрации распоряжений на доставку. В этом случае сотрудники склада могут начинать подготавливать товар к отправке в момент, когда еще неизвестно какое именно транспортное средство будет участвовать в перевозке, что позволяет дополнительно оптимизировать работу по комплектованию рейсов.

По каждому их трех распоряжений на доставку (заказам клиентов) создаем расходные ордера на товары аналогичным образом описанным ранее при оформлении сборки товаров по заданиям на перевозку. По итогам отбора и комплектации товаров на складе в момент когда в рабочем месте Доставка будет сформировано задание на перевозку, необходимо для каждого из расходных ордеров на закладке Отгружаемые товары уточнить транспортное средство назначенное для перевозки товаров.

 Для упрощения поиска необходимого задания на перевозку дополнительно предусмотрены следующие сценарии подбора:

  •     Задания по тем же распоряжениям, что и ордер;
  •     Задания по получателю (Альтаир);
  •     Все задания в зоне доставки (Чертаново).

В случае выбора первого варианта дополнительно становится доступным отбор заданий на перевозку по статусам.

При подборе задания на перевозку в расходный ордер система автоматически контролирует оставшиеся не распределенными по транспортным средствам распоряжения на доставку, которые принадлежат данному заданию на перевозку.

По итогам установки для каждого из расходных ордеров статуса Отгружен работа с ними в рабочем месте Отгрузка считается завершенной.

 

Регистрация факта доставки товаров

После доставки всех товаров и возвращения транспортного средства на склад, в задании на перевозку необходимо установить статус Закрыто и отметить фактическое время окончания рейса. После этого работа по доставке товаров клиенту может считаться полностью выполненной.

Отдельно рассмотрим случай, когда по итогам выполнения доставки выяснилось, что товар по одному из заказов клиента в силу ряда причин доставлен не был. В этом случае нам необходимо оформить возврат товаров на склад и запланировать на ближайшую дату повторную отправку товаров. Для этого в рабочем месте Приемка создаем ордер на возврат непринятых товаров.

Image 19

В приходном ордере на товары на закладке Информация заполняем в поле склад – Центральный склад, в поле помещение – Коммерческие товары, после чего переходим на закладку Товары и выполняем команду Добавить из документов отгрузки.

Image 20

Выбираем в документах отгрузки тот заказ клиента, по которому товар не был доставлен (в нашем случае это заказ № 000003). Переносим его в приходный ордер по команде Добавить товары из документов отгрузки. И указываем в приходном ордере то количество товаров, которое не было доставлено клиенту - три штуки. Затем переводим приходный ордер на товары в статус Принят и проводим его.

Image 21

Далее выполняем команду Отбор (размещение) товаров и проводим одноименный дочерний документ в статусе Подготовлено. После чего проводим и закрываем головной документ - приходный ордер на товары.

Image 22

На этом процесс документального отражения в информационной системе факта возврата товаров на адресный склад заканчивается.

Итоговым этапом оформления возврата товаров является создание на основании сделанной ранее реализации документа Акт о расхождениях после реализации (Продажи - Возвраты и корректировки). В документе на закладке Товары фиксируем расхождения в количестве трех штук. Затем на закладке Основное устанавливаем переключатель в положение Изменить реализацию и проводим документ в статусе Отработано.

После оформления всех описанных действий неотработанный заказ клиента, снова доступен к распределению товаров в рабочем месте Доставка.

Источник:http://its.1c.ru 

• Зоны доставки - позволяет оптимизировать маршруты при оформлении  доставки. Наглядно группирую распоряжения на доставку. 
• Типы транспорных средств - позволяют оптимизировать количество рейсов автотранспорта при помощи управления его грузоподъемностью и вместимостью.
Для контроля вместимости и грузоподъемности необходимо заполнить показатели для каждой номенклатурной позиции. 
Источник: fineworld.info